Дистанционные курсы в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова
Регистрация Главная Контакты О Центре дистанционного образования МГУ им. М. В. Ломоносова МГУ им. М. В. Ломоносва Научный парк МГУ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ

Описание

Цель курса – оптимизация процесса преподавания основ государства и права в общеобразовательной школе с учетом специфики данной учебной дисциплины и целевой аудитории, для которой она предназначена.

Методология проведения работы основана на деятельностном подходе к правовому образованию школьников.

Образовательный курс «Теория и методика преподавания права в школе» адресован учителям, ведущим предмет «Основы государства и права», «Основы правоведения» в общеобразовательных школах и в средних специальных учебных заведениях. Данный курс направлен в том числе и на развитие навыков учителей готовить поурочные разработки на основе новейшей информации и методических подходов, принятых в отечественной юриспруденции.

Определения

В данном курсе применяются следующие термины с соответствующими определениями.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это учебная дисциплина, содержащая в себе базовый курс знаний о теории государства, права и его отдельных отраслях.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ является системой целенаправленного воздействия на сознание человека, с целью формирования у него определенных, правовых установок и поведения. Оно осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспитания, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это целенаправленная познавательная деятельность людей, направленная на получение правовых знаний, умений, а также их совершенствование.

ПРАВОВОАЯ КУЛЬТУРА – это система правовых знаний, навыков, поведения, участников различных правовых отношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Она отражает общее состояние законодательства, работы правоохранительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ– это совокупность обобщенных положений, а также способов, приемов и методов обучения и воспитания школьников основам государства и права.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА– это система познавательной деятельности, направленной на усвоение учащимися знаний, приобретение навыков, формирование у них мировоззренческих, идейных и правовых убеждений.

Введение

Актуальность разработки и внедрения современного образовательного курса основ государства и права целям правового курса и возвращения его в школу, как самостоятельного учебного предмета, обусловлено целым рядом объективных причин. В 80-х годах XX века в советский школе был введен самостоятельный курс «Основы советского государства и права», который был направлен на формирование правовой культуры школьников. Однако уже в Российской Федерации в ходе реформы гуманитарного образования перечень правовых тем значительно сократился. Вопросы правового характера, главным образом из сферы теории государства и права, конституционного и гражданского права, преподаются в рамках модульных курсов или разделов курса обществоведения. Но изучение имеющегося опыта преподавания этих дисциплин свидетельствует о том, что они в полной мере не обеспечивают целостного восприятия основных правовых и государственных институтов и не способствуют формированию правовой культуры школьников. В нынешних социально-экономических условиях в обществе пробуждается живой интерес к праву, повышается значение юридических специальностей. В тоже время все эти процессы не подкреплены правовой традицией – в массовом сознании до сих пор право не является значительной ценностью. Таким образом, решение актуальных задач современного этапа построения правового, социального, демократического российского государства и гражданского общества теснейшим образом связана с обновлением целей, задач, форм и содержания правового образования в школе.

Основная часть

Нынешним школьникам предстоит в ближайшем будущем решать жизненно важные гражданские, трудовые, семейные и иные вопросы. Именно они будут участвовать в дальнейшей работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка; выступать участниками гражданско-правовых, административных и иных правоотношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, науки, культуры, образования, здравоохранения, куда придут как будущие специалисты и руководители. Реализация ими на практике своих прав и возможностей, профессиональных знаний будет в значительной мере определяться уровнем их правовой подготовленности.

Целями правового образования школьников являются:

- общая правовая подготовка граждан, живущих в демократическом обществе, строящем правовое государство, на основе формирования у них правосознания, правомерного поведения, умений и навыков, обеспечивающих использование ими своих законных прав и возможностей;

- формирование у каждого молодого человека правовой активности, активной жизненной позиции в борьбе с правонарушениями и в области совершенствования российского государства и его правовой системы.

При изучении данного курса ставятся следующие задачи:

- обеспечить получение базовых знаний и предусмотренного стандартного уровня подготовки школьников по дисциплине «Основы государства и права»;

- сформировать у школьников систему правовых знаний, вырабатывать способность к активной реализации своих законных прав и выполнению юридических обязанностей в различных сферах их жизнедеятельности;

- дать основы знаний по российской правовой системе, отраслевом составе законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов;

- заложить основы отношения к государству и праву как важнейшим социальным ценностям;

- выработать умение определять законодательные требования к осуществлению будущей профессиональной деятельности, применять правовой инструментарий для решения практических ситуаций;

- воспитать сознание необходимости строгого выполнения правовых установлении, будущих должностных (служебных) обязанностей.

С учетом названных целей и задач правового образования школьников структурно учебный курс состоит из шестнадцати разделов: основные положения о государстве и праве; основы государственно-правового устройства Российской Федерации; основы муниципального права, основные положения финансового и налогового права, правоохранительные органы, правовое регулирование трудовых, регулирование гражданских, предпринимательских, торговых, семейных отношений, обеспечение законности и предупреждение преступлений и других правонарушений; основные положения международного публичного и частного права.

Основой данного курса служат программы по обществознанию и основам правоведения, разработанные Министерством образования России. В процессе обучения школьники должны показать знание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах, и обнаруживать способность:

- определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

- объяснять изученные правовые явления и процессы, раскрывая их устойчивые связи;

- сравнивать изученные правовые понятия и явления;

- пояснять изученные правовые понятия и явления, приводить собственные примеры;

- давать аргументированную оценку изученным правовым понятиям, явлениям и процессам, высказывать суждение об их ценности, уровне и значении.

Методология проведения работы основана на деятельностном подходе к правовому образованию школьников.

Необходимо выделить следующие направления обеспечния учебного процесса:

дидактические методы и приемы учительско- ученической деятельности на всех этапах процесса усвоения и изучения урочной темы, учебной темы и всего курса (восприятие нового материала, фронтальное повторение, воспроизведение листа опорных сигналов, работа с правовыми базами данных, решение правовых задач, организация и проведение правовых ролевых игр); средства обучения (классная доска, проектор, карты, схемы, листы опорных сигналов, иные технические средства обучения); психологические средства обеспечения учебного процесса (умение устанавливать межличностные отношения, быстро и эффективно разрешать возникающие конфликты); организация учебного процесса, основанная на самоуправлении; система оценивания ученической деятельности.

Результатом внедрения положений данного курса должна стать разработка эффективной целостной системы преподавания основ государства и права в общеобразовательной школе в целях формирования правовой культуры школьников, а также повышение уровня подготовленности учащихся средних школ к сдаче ЕГЭ, участию в олимпиадах, и ранней профессиональной ориентации.

Заключение

Становление и развитие правового государства теснейшим образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов, стабильного правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества.

Высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства. Правовая культура оказывает влияние на все сферы правового бытия. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их о участия в управлении государственными, общественными делами. Правовая культура способствует оптимальной социализации личности, улучшает систему правовой охраны и защиты ее прав. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее устройство государства, деятельность его органов.

Формирование правовой культуры, ее определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего изучение правовых знаний, освоение навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о праве и государстве, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой позиции в сфере правовых отношений.